Как проводить инвентаризацию по ФСБУ 28/2023 — Контур.Экстерн Баннер

Новый стандарт ФСБУ 28/2023 по инвентаризации

16 февраля 2024

ФСБУ 28/2023 нужно применять с 1 апреля 2025 года, а значит годовую инвентаризацию за 2024 год можно проводить еще по старым правилам. Но разрешается досрочное применение стандарта. Расскажем, как проводить инвентаризацию по-новому.

Кого касается ФСБУ 28/2023

Новый ФСБУ станет обязательным с 1 апреля 2025 года, для большинства компаний это будет связано с инвентаризацией по итогам 2025 года. Но документ вступил в силу в апреле 2023 года, поэтому работать по нему уже можно. Как только компания решит применять ФСБУ 28/2023, нужно отразить это в учетной политике.

Требования стандарта касаются ИП, которые ведут бухучет, и всех организаций, кроме предприятий бюджетной сферы (п. 1 ФСБУ 28/2023). Еще одно исключение — драгметаллы и камни, которые находятся в собственности у компании. Их инвентаризируют по нормам другого документа — Инструкции (утв. приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н).

Какие изменения вносит новый бухстандарт

Серьезных отличий от Методических указаний, утвержденных еще в 1995 году, в новых правилах нет, но четче обозначены некоторые нюансы. Минфин разбирает стандарт в Информсообщении от 12.04.2023 № ИС-учет-44. Расскажем о главных новшествах.

Требования к процессу — теперь заявлены общие критерии ревизии: способы установить наличие объектов, вести документы, назначать время для проведения мероприятий и пр.

Объекты инвентаризации — теперь это понятие уточнили, в него входят активы компании и долги, объекты учета и неучтенное имущество, в том числе отраженное за балансом но присутствующее в бухотчетности.

Наличие объектов инвентаризации — еще одно закрепленное понятие, которое подразумевает реальное существование объектов, их состояние и правомерность нахождения на предприятии.

Срок ревизии — теперь есть определенность по каждому направлению обязательной инвентаризации: в ФСБУ прописаны требования, опираясь на них компания устанавливает конкретные даты мероприятий.

Фиксация наличия объекта — теперь это можно делать с помощью фото- или видеофиксации.

Состав инвентаризационных документов — теперь компания может сама регулировать их список, прежде он был установлен законодательно.

Оценка итогов — теперь нужно проводить оценку на дату проведения ревизии.

Инвентаризационная комиссия — теперь можно обойтись без комиссии: если в компании работают только директор и бухгалтер, а также если для ревизии приглашают аудитора или создают ревизионную комиссию (условие о создании такой комиссии надо внести в устав компании). И наоборот, если работы много, можно создать несколько комиссий для разных направлений.

А еще теперь при отсутствии менее ⅕ участников комиссии результаты ревизии по-прежнему признаются действительными. По старым правилам отсутствие всего одного участника вело к недействительности результатов.

Квалификация результатов — при выполнении задачи выделяются такие направления и результаты: излишки объектов, утраченные и пострадавшие активы, возможность переиспользования или продажи поврежденных активов, пересортица, основания для признания дебиторки безнадежной и пр.

Материально ответственные лица — это отдельные работники, а при коллективной матответственности — руководители и участники бригады.

Отчитайтесь легко и без ошибок

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет.

Как отражать результаты инвентаризации в бухучете

В стандарте закреплены правила отражения результатов ревизии в бухучете (пп. 11-12 ФСБУ 28/2023):

Излишки признают в доходах, их стоимость равна той, по которой аналогичные активы учитываются на балансе, или же устанавливают справедливую стоимость.

Недостачу тоже оценивают, исходя из стоимости на балансе. Если удалось выявить виновников недостачи, расходы возмещаются за их счет. Если нет — ее относят на расходы.

Расхождения по дебиторке и кредиторке оценивают по документам, которые подтверждают размер задолженности. Разницу доначисляют или списывают.

Расхождения по суммам оценочных обязательств оценивают по внутренним расчетам. Разницу тоже доначисляют или списывают.

Когда и как проводить ревизию

В стандарте описаны ситуации, когда инвентаризацию проводят обязательно (ч. 3 ст. 11 закона № 402-ФЗ, п. 15 ФСБУ 28/2023):

  • Перед подготовкой годовой бухотчетности. Не все активы нужно ревизировать ежегодно: инвентаризацию ОС разрешается проводить каждые три года, а ревизировать библиотечные фонды — раз в пять лет.
  • При движении активов — покупке или продаже, при сдаче в аренду и пр.
  • При смене матответственного лица, руководителя бригады или более половины ее состава (если ответственность коллективная), а еще по требованию участников бригады.
  • При утрате или порче активов, в том числе при аварии, пожаре, затоплении и другом чрезвычайном происшествии на предприятии.
  • Перед закрытием или реорганизацией предприятия.

В перечисленных случаях ревизию проводят сразу перед событием или после него.

Только для подготовки бухотчетности разрешается опираться на результаты ревизии, которую проводили в течение последнего квартала отчетного года и позднее.

Кроме этого ревизию можно провести в любое время по желанию руководителя, чтобы контролировать имущество. В таких случаях нет обязанности ревизировать все направления, можно остановиться только на интересующих: скажем, проверить состояние имущества на складе или денег в кассе.

В новом бухстандарте есть руководство по проверке разных типов имущества (п. 23–25 ФСБУ 28/2023). Среди них:

  • Основные средства и капвложения в них, наличные деньги, финансовые документы и запасы проверяют в месте хранения в разрезе каждого ответственного лица.
  • Наличие активов фиксируется комиссией или аудитором, опираться на слова матответственного или регистры бухучета нельзя.
  • Количество запасов в невскрытых упаковках определяют по количеству упаковок, содержание некоторых из них тоже проверяют на выбор.
  • Объем или вес иных запасов определяют с помощью замеров и расчетов.

В остальном условия ревизии не отличаются от прежних. Для комиссии нужно создать условия: дать доступ к складам и помещениям с активами, обеспечить средствами связи и транспортом, если нужно, выдать измерительные приборы. Если процесс занимает больше одного дня, до доступ в помещения нужно ограничить: опечатать или поставить под видеонаблюдение. Перед началом ревизии комиссии нужно выдать первичку, с которой будут сверять наличие активов. Матответственным лицам обязательно нужно присутствовать.

Заполнить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность через интернет.

Как учитывать результаты

Если ревизия выявляет расхождения между реальным количеством и состоянием активов и сведениями учета, этот результат надо закрепить в учете. Сначала определяют следующие параметры (пп. 8, 9 ФСБУ 28/2023):

  • есть ли излишки;
  • есть ли пересортица;
  • есть ли недостача и в каком объеме относительно норм естественной убыли, если они есть;
  • можно ли извлечь выгоду из испорченных активов или их частей;
  • можно ли получить компенсацию за испорченные активы, списать обязательства или дебиторку.

Затем результаты ревизии фиксируют в бухучете на день проведения или завершения инвентаризации (пп. 10, 11, 12 ФСБУ 28/2023). 

Результат Порядок учета

Излишек

Признают в доходах, стоимость равна стоимости аналогичных активов на балансе или определяется как справедливая

Недостача

Возмещают за счет виновных лиц, если возможно, или признают в расходах, стоимость — балансовая

Нестыковки в суммах обязательств и дебиторки

Принимают к учету согласно подтверждающим документам, которые компания считает верными

Нестыковки в обязательствах 

Принимают к учету согласно расчетам

Если нужно определить справедливую стоимость это делается по нормам МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости» (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н). Балансовую стоимость определяют по нормам действующих ФСБУ.

При пересортице возможен зачет излишков и недостач, но только за один и тот же период, по активам одного наименования и в одинаковых количествах, у одного ответственного лица (п. 13 ФСБУ 28/2023).

Как видим, новый ФСБУ 28/2023 не вносит существенных изменений в порядок инвентаризации, но конкретизирует определения и даже дает некоторые послабления — в части инвентаризационной комиссии. Если вы решите проводить инвентаризацию по новым правилам, не забудьте предварительно внести изменения в учетную политику.

Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Экстерн

С Экстерном соблюдать требования законодательства легко. Учет, отчетность, электронные документы — всё в одном месте.

Хочу попробовать
Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год Подпишитесь на рассылку и получите в подарок путеводитель по НДС на 2025 год
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий